Почтовый адрес: 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Пионерская, д.28; e-mail: uprkna@obrazraion.ru

Главное меню

Авторизация



Сейчас 310 гостей онлайн


Горячая линия по организации обучения, горячего питания обучающихся и другим вопросам

Тел.: 54-43-78 в рабочее время с 9.00 до 17.00 (перерыв с 13.00 – 14.00)


 

Конкурсные материалы №2 заочного тура участника №4 Печать
02.02.2016 19:13

Цель современного образования – развитие способностей личности учащегося эффективно действовать на основе универсальных способов деятельности и целостного восприятия мира. Развитие этих способностей обеспечивается подбором технологий, направленных на обучение:

•видению проблемы, пониманию связей и отношений, способам формирования мотивации, постановке познавательной задачи как цели и результата, формированию личностного смысла деятельности, связанного с осознанием личной значимости процесса познания и результата;

•планированию, проектированию, моделированию;

•технологиям, обучающим составлению учебных задач, выдвижению и разработке гипотезы, управлению решением задач, способам решения эвристических задач, сочетанию эвристических и логических процедур в решении задачи;

•проверке правильности и эффективности решения, оценивания результата и внесения необходимых коррективов;

•технологиям оценивания собственной готовности учащихся к восприятию новых знаний.

Реализация этой цели обеспечивается уровнем проблемно-поисковой и проектной деятельности, являющейся основой развивающих, личностно-ориентированных технологий обучения.

Для реализации основного принципа стандартов образования – системно-деятельностного подхода – необходимо развитие не только предметных, но в первую очередь универсальных учебных действий.

Прорывные технологии, основанные на исследованиях новых способов организации деятельности, фундаментально отличаются от эволюционных улучшений существующих. Прорывные технологии в образовании – это приемы, техники, методы или средства, обладающие или невиданными ранее, либо известными, но значительно улучшенными свойствами.

Прорывными педагогическими технологиями называются педагогические технологии, способствующие интеллектуальному прорыву, резкому скачку в развитии мышления человека. Существуют различные техники и технологии доставки информации.

Технологии визуализации учебной информации:

Логико-смысловое моделирование;

Составление деревьев понятий;

Технология критического мышления. Кластеры, схемы «фишбоун» и т.д.

Технология задавания вопросов:

Ромашка Блума;

Толстые и тонкие вопросы;

Техника задавания вопросов;.

Интерактивные технологии:

Мозговой штурм;

Решение ситуационных задач;

Дерево решения проблем.

Выше представлены некоторые технологии, которые применяются мною на уроках. Различные приемы целесообразно применять на разных стадиях урока. Подробнее хочу остановиться на описании некоторых, наиболее часто применяемых приемов.

Методические приемы мотивации и целеполагания.

Мотивация – главная движущая сила дидактического процесса. Мотивы занимают первое место среди факторов, определяющих его производительность. Компонентами мотивационной сферы обучения являются его мотивы, цели, эмоции, а так же умение ученика учиться, что в значительной мере влияет на мотивацию.

 

Прием «Отсроченная отгадка».

В начале урока учитель дает загадку (удивительный или малоизвестный факт), ответ на которую можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.

Пример: «В каком море нельзя утонуть?»

 

Прием  «Знаю. Хочу знать. Умею».

«Знаю. Хочу знать. Умею», сокращенно ЗХУ — интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. Для проведения целенаправленной работы с информацией отлично образом помогают в обучении графические схемы. В основе ЗХУ также лежит таблица. Это удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала. При применении таблицы ЗХУ в учебном процессе происходит двустороння активность: как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию.

Эффективным будет использование приема «Знаю. Хочу знать. Узнал» на занятии, за которым последует в дальнейшем исследовательская деятельность учащихся. Работа же с таблицей является своеобразной установкой на последующую самостоятельную деятельность.

Заполнение таблицы ЗХУ

В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока.

В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю». Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться? В конце урока, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали. В зависимости от возрастной категории учеников,  таблицу можно модифицировать и использовать в работе вариант, более понятный и интересный детям. Так, например, в начальных классах проще будет применить следующую формулировку: «Уже знал (или догадывался). Узнал. Осталось непонятным». Главное, помнить о цели метода — развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией.

Приемы, техники и технологии изучения нового материала.

 Задача педагога на этом этапе: создать условия для приобретения обучаемым нового опыта, творческого продукта.  Помочь  ему перейти через барьер, называемый «зоной ближайшего развития», включить обучаемого в такую ситуацию, в которой он мог бы пережить событие, совершать умственные действия или моделировать нравственные поступки, приводящие к новому опыту.

Прием «Кластер».

Алгоритм создания кластера:

В центре чистого листа пишется ключевое слово, название рассматриваемой темы.

Вокруг пишутся основные свойства, определения, понятия, характеристики, подходящие для данной темы.

По мере записи появившиеся слова соединяются стрелками, показывающими связи с ключевым понятием.

Иногда ключевое слово пишется сверху, ветви спускаются вниз. Такой вариант хорошо воспринимается.

Пример: урок «Горные породы и их происхождение».

 

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

МАГМАТИЧЕСКИЕ

МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ

ОСАДОЧНЫЕ

Излившиеся

Глубинные

Песок, глина

Гнейс

Мрамор

Глинистый сланец

Нефть, уголь, горючие сланцы

Гранит, диорит

Базальт, обсидиан

Логическая схема «Паучки».

Для работы над понятиями. К центральному слову подбирают ключевые понятия, которые характеризуют основное слово.

совокупность

рельеф

Равни-ны

неровности

горы

Земная кора

Приемы работы с текстами.

Прием «Инсерт».

Прием технологии развития критического мышления. Используется  для формирования умения систематизировать и анализировать информацию.

3 этапа:

В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками («V» - уже знал; «+» - новое; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы).

Заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Обсуждают записи, внесенные в таблицу.

Обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

 

Прием «Шпаргалка».

Учащимся предлагают прочитать текст. Необходимо передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки ученики отдают учителю. Затем ученики подходят и берут шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести текст.

Приемы и техники, обеспечивающие закрепление

и применение изученного материала.

Прием «Хорошо - плохо».

Универсальный прием ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Формирует умения:

Находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации.

Разрешать противоречия (убирать минусы, сохранять плюсы).

Оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Вариант 1. Учитель задает ситуацию или объект. Учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы».

Вариант 2. Учитель задает ситуацию или объект. Ученик описывают ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация.

 

Приемы и техники проведения рефлексии.

Прием «Телеграмма».

Подведение итогов занятия.

Задание: заполнить бланк телеграммы, используя инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было важным? Что понравилось? Что осталось не ясным? Напишите короткое послание из 11 слов».

 

Существует большое разнообразие педагогических технологий, в систему которых входят взаимосвязанные между собой методы и средства обучения. Осуществляя отбор педагогических технологий, учителю необходимо выстраивать образовательный процесс, правильно отрегулировав соподчиненность всех составляющих с учетом возраста детей, динамики развития психических процессов, уровня их знаний и умений. В этом и будет заключаться педагогическое мастерство учителя.

Все методики хороши, если они работают на благо ребенка.


Скачать доклад в формет MS Word

 

Голосование за материалы участника

{jlvotes}

  Joomla themes free

enroll_1_class1fd28

moya_shkola_logo

Logo_of_the_company_Dnevnik.ru

097d343d-bec6-408b-a522-e421a40a4e60

WhatsApp_Image_2020-03-30_at_05.30.38

image_5e721334486056.98920425

Koronavirus_na_sayt

plakat_1

 

Uchitel_goda

4775_xy289x196

77335

ini2019

logo_-desktop

ЕГЭ 2024

Яндекс.Метрика

Голосование

Оцените наш сайт