Авторизация
Горячая линия по организации обучения, горячего питания обучающихся и другим вопросам
Тел.: 54-43-78 в рабочее время с 9.00 до 17.00 (перерыв с 13.00 – 14.00)
Конкурсные материалы №2 заочного тура участника №3 |
02.02.2016 19:12 |
Технологии реализации федерального образовательного стандарта на уроках русского языка и литературы
Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Происходящая модернизация школьного образования нацелена на профессионализм, творчество и компетентность учителя. В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В основе моей методической темы лежат требования к современному образовательному процессу, который характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно-личностной ориентации, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться». В связи с этим перемещается акцент с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на совокупность методов, позволяющих обеспечить общее развитие личности ребенка и гарантированно обеспечить доступность, качество и эффективность образования. Федеральный государственный образовательный стандарт на первый план среди технологий выдвигает технологии деятельностного обучения. Из этого следует, что сегодня учитель-информатор должен уступить место учителю-организатору активной творческой, познавательной деятельности каждого ученика на уроке. А это требует разнообразного дидактического обеспечения урока, а также внедрения в практику образовательных технологий, отвечающих требованиям времени.(слайд № 2) Среди множества существующих на сегодняшний день педагогических технологий можно выделить наиболее прогрессивные, использование которых весьма эффективно при изучении русского языка и литературы и которые я взяла на вооружение в своей практике.
В своей работе я использую элементы технологии проблемного обучения. Успешно эти технологии применяются мной как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Так, например, при изучении темы «Имена существительные общего рода» в 5 классе даю детям три предложения и задание определить, о ком идёт речь: «Умница!» - сказала мама. «Что же ты за непоседа!» - воскликнула бабушка. «Ну и соня же ты!» -и не выдержал папа. Затрудняясь в выборе имён для подстановки в предложение, ребята выходят на вопрос: «А есть ли существительные, подходящие «И мальчикам, и девочкам»? Изучая тему «Обособление несогласованных определений» в 8 классе, ребята знакомятся с предложениями, встречавшимися в олимпиадных заданиях: «Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидит на завалинке». «Дед в лохматой шапке, в подшитых валенках сидит на завалинке». Вопрос: «Какой из этих дедушек мой?» заставляет ребят задуматься и часто интуитивно решить задачу правильно. А просьба учителя объяснить это явление с точки зрения правил пунктуации вызывает затруднение и даёт толчок к освоению новой темы. Литература же как учебный предмет даёт богатейший материал для постановки проблемных вопросов как в начале изучения новой темы, так и на заключительных этапах урока. Это такие вопросы, как : Лгал ли Лука? Кто Печорин – виновник или жертва? Почему София предпочла Молчалина? Прав ли Чацкий, произнося решительные монологи перед фамусовским обществом?(слайд № 4) Эти вопросы помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивают коммуникативные, личностные УУД. Ещё одна технология, во многом перекликающаяся с технологией проблемного обучения - ТРКМЧП. На стадии вызова применяю такие приёмы:(см слайд №5-6) Дерево предсказаний Верите ли вы, что? Верное-неверное утверждение На стадии осмысления хорошо работает приём чтения с остановками. При чтении в классе повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» можно предложить детям предположить, как поведёт себя Андрий в ответ на просьбу старой кормилицы панночки, пришедшей за помощью. В старших классах актуально использовать приём перекрёстной дискуссии. (см слайд № 7) учащиеся записывают положительные и отрицательные аргументы по теме. После обсуждения класс делится на две группы: команда утверждения и команда отрицания. В группах обсуждаются результаты и учащиеся приходят к одному из мнений. Интересен на стадии рефлексии не только приём синквейн, но и письмо в технологии РАФТ (роль. Аудитория. Форма, Адресат). Так, десятиклассникам можно дать задание: «Напишите последнее письмо Ольге от имени Обломова» На всех этапах урока применимы приёмы «Денотатный граф» «Кластер», «Толстые и тонкие вопросы» презентация к докладу.pptx(см слайд № 8, 9) Информационные технологиикак комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами также широко применяется в моей педагогической деятельности. 1.Компьютерные и онлайн тесты. Учителю всегда приходится ориентировать свою деятельность на результат: в какой форме будут оцениваться знания, умения и навыки его учеников. Компьютер и интернет помогает в поготовке к сдаче ГИА. Используя различные ресурсы (reshuege.ru, fipi.ru, tele.edu.27.ru и другие), учащиеся могут успешно подготовиться к сдаче экзаменов. 2. Использование электронных словарей и энциклопедий, Интернет-ресурсов, видеоряда 3. Создание мультимедийных презентаций. 4. Использование интерактивной доски(см слайд № 10) В своей работе я стараюсь активно внедрять новые формы и методы. Постоянно обогащаю кабинет таблицами, схемами, алгоритмами, разноуровневым дидактическим материалом, наглядным материалом, мультимедийными программами. Собран богатый видео- аудио- , DVD- материал. Внеурочная деятельность – важнейший элемент внедрения ФГОС. Именно она позволяет в полной мере развить у учащихся метапредметные и личностные УУД, способствовать успешной социализации учащихся. Уже несколько лет под моим руководством в школе работает проект «Юный журналист», участники которого выпускают газету «Школьный мир». Ребята, стоявшие у истоков проекта (тогда он назывался кружок), уже закончили школу. Им на смену пришли новые. Учащиеся приобретают навыки работы с различными файловыми редакторами и техникой, коммуникативные навыки, закрепляют полученные на уроках предметные компетенции.(см слайд № 11) Исследовательская работа – неотъемлемая часть новых стандартов. В 2015 году мои учащиеся 5 класса впервые участвовали в научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Метапредметный подход – основное требование, предъявляемое к нашей исследовательской работе – был соблюден во всех исследованиях ребят.(см слайд № 12). Темы исследований:
Использование на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности представленных педагогических методов, приёмов и технологий позволяет развивать творческие навыки учащихся, критическое мышление, находить индивидуальный подход к ученикам с разной степенью мотивации и обученности, что несомненно приводит к результативности обучения и безусловно решают проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Скачать доклад в формате MS Word
Голосование за материалы участника {jlvotes} |
Полезные ссылки
Официальный информационный портал ЕГЭ
Федеральный центр тестирования
Федеральный институт педагогических измерений
Министерство образования и науки Хабаровского края
Администрация Комсомольского муниципального района Хабаровского края
Собрание депутатов Комсомольского муниципального района Хабаровского края