Почтовый адрес: 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Пионерская, д.28; e-mail: uprkna@obrazraion.ru

Главное меню

Авторизация



Сейчас 246 гостей онлайн


Горячая линия по организации обучения, горячего питания обучающихся и другим вопросам

Тел.: 54-43-78 в рабочее время с 9.00 до 17.00 (перерыв с 13.00 – 14.00)


 

Конкурсные материалы №2 заочного тура участника №13 Печать
02.02.2016 19:20

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ – ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Одним из направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта является обеспечение условий для социального  развития обучающихся, которое в конечном итоге должно определить их социальную самоидентификацию через личностно значимую деятельность.

Основу стандарта составляет системно-деятельностный подход, который способствует формированию готового к саморазвитию и непрерывному образованию обучающегося. Стандарт направлен на становление следующих   личностных характеристик будущего выпускника школы:

динамично и с энтузиазмом познающий мир, понимающий ценность труда, важность науки и творчества;

умеющий учиться, понимающийзначимость образования и самообразования для будущей жизнедеятельности, способный применять полученные знания на практике.

Стандарты также предъявляют требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в том числе по предметной области «Математика». В частности, изучение предметной области «Математика» обеспечивает понимание значимости математики в повседневной жизни человека, формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

Социализация – это процесс и результат получения ребенком социального опыта в ходе его личностного, физического, психологического и интеллектуального развития.

Школа для ребенка - среда, в которой для него создаются условия, готовящие его к взрослой жизни и окружающей его реальности.

Сегодня учебно – воспитательное дело призвано решать задачу воспитать из школьника социально - активную, творческую, способную к саморазвитию личность. В связи с этим главным условием соответствия образовательного процесса современным требованиям является формирование умений учиться, самостоятельно приобретать знания и проводить их перенос в новую, незнакомую ситуацию. Развивающая функция обучения требует от учителей развивать у обучающихся умения мыслить, искать ответы на возникающие вопросы, приобретать новые знания, опираясь на уже известные.

Самостоятельная деятельность служит эффективным средством формирования личности, побуждает ее к умственной деятельности,  дисциплинирует детей, а также рождает у школьников веру в свои силы и возможности.

Методика самостоятельной работы  строится таким образом, что на каждом этапе выполнения задания учитель приучает учащихся думать, искать и находить ответ на поставленный вопрос, самостоятельно анализировать заданную ситуацию, выявлять взаимосвязь между разнородными объектами, выдвигать гипотезу о подмеченной взаимосвязи, осуществлять проверку справедливости ее и применять свою догадку для определения неизвестного числа.

Самостоятельности у обучающихся можно достичь, побуждая их к самостоятельным поискам, к сознательному выбору тех или иных действий, самооценке результатов собственной работы.

Средством воспитания самостоятельности на уроках математики является самостоятельная работа обучающихся. Наиболее результативными приемами обучения самостоятельности на уроках являются самоконтроль и самооценка. Важно отрабатывать организационные формы коллективной (парной) самостоятельной работы, включая их в процесс объяснения или закрепления изучаемого материала.

Выделяется 3 вида самостоятельных работ:

•      самостоятельная работа по образцу;

•      творческая самостоятельная работа;

•      вариативная самостоятельная работа;

Самостоятельную работу по образцу можно организовать при составлении плана решения задачи или таблицы к задачам на нахождение расстояния, скорости, времени движения. Целесообразно предлагать ребятам самостоятельный разбор решения задач логического характера, составление текстов задач по представленному числовому примеру. Подобный вид деятельности способствует обучению правильно применять уже имеющиеся знания в условиях обновления практической ситуации.

Творческую самостоятельную работу можно использовать при закреплении уже изученного материала, при составлении уравнений и схем. Данный вид деятельности на уроке помогает реализовать творческие силы, обеспечить желание  выражать собственное мнение или стиль деятельности.

Вариативный вид самостоятельной работы уместно использовать при решении примеров, используя рациональные методы вычислений, при решении одной и той же задачи несколькими способами.

Последовательность выполнения самостоятельных работ каждого типа должна иметь свои этапы. На каждом из них учитель приучает учащихся искать и находить правильный ответ на поставленный вопрос, самостоятельно анализировать представленную ситуацию, обнаруживать взаимосвязь между разными объектами, выдвигать предположение о выявленной взаимосвязи, осуществлять проверку его  справедливости и применять свою догадку для решения задачи.

Развивающую цель на уроках реализуют самостоятельные работы разноуровневого характера, которые способствуют созданию в классе атмосферы доброжелательности, успеха, формировать желание школьников улучшать свои отметки.

Самостоятельные работы разного уровня обеспечивают возможность  объективной оценки знаний и умений учащихся, уровень притязаний обучающихся и эффективную обратную связь с ними, показывая учителю действительное положение усвоения знаний учащимися, выявляют пробелы в знаниях.

Цели применения самостоятельных работ следующие: обучающие,  тренировочные, закрепляющие, повторительные, контрольные.

Обучающие самостоятельные работы предусматривают самостоятельное выполнение школьниками выданных учителем заданий в ходе объяснения новой темы для повышения интереса к изучаемому материалу, акцентирования внимания каждого ученика во всем времени учебного процесса.

Тренировочные самостоятельные работы имеют в своем содержании однотипные примеры и задачи, а, значит, ориентированы на обнаружение существенных признаков и свойств конкретного определения либо правила. Подобные самостоятельные работы планомерно подготавливают обучающихся к совершенствованию необходимых навыков, помогают алгоритмизировать практическую ситуацию.

Закрепляющие работы способствуют развитию логического мышления и предполагают комбинированное применение различных правил. Эти работы показывают прочность и осмысленность усвоения учебного материала.

Значительную важность имеют тематические повторительные работы. Смысл данных работ кроется в том, что при их выполнении обучающиеся приходят к пониманию того, что нужно знать для усвоения текущей темы.

Особое место среди самостоятельных работ занимает контрольная работа. Систематический контроль – необходимое условие приближения и достижения планируемых результатов обучения.

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Учебная самостоятельность школьника есть одна из сторон его личностного развития, способность расширять свои знания и умения по собственной инициативе, т.е. есть умение учить себя. Самостоятельность учащегося – залог умения успешно ориентироваться в динамичном мире. Учебная самостоятельность, поисковая активность и инициативность – ключевые стороны выпускника современной школы.

Хочется сказать, что научить детей учиться – значит сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

ПРИМЕРЫ самостоятельных работ разного вида:

  1. самостоятельная работа по образцу;
  2. творческая самостоятельная работа;
  3. вариативная самостоятельная работа;
  4. обучающие самостоятельные работы;
  5. тренировочные самостоятельные работы;
  6. закрепляющие работы;
  7. контрольная работа.

Следует признать, что кроме самостоятельных работ, способствующих самообучению ребенка, личность ученика можно  многогранно развивать и социализировать на внеклассных работах по математике. Внеклассные занятия по математике воспитывают средствами математики культуру личности, приводят детей к пониманию значимости математики в деле общественного прогресса. Это достигается за счет социального партнерства учителей и детей, занятых во внеклассной работе. Прохождение рассматриваемого курса школьниками способствует развитию математического склада ума, совершенствованию математической культуры, привитию навыков научно-исследовательской направленности. Таким образом, внеклассная работа является логическим продолжением и дополнением основных форм организации учебно-познавательной деятельности. Учитель содействует социально-значимой деятельности обучающихся на факультативных занятиях, создает благоприятную психологическую атмосферу и развивает в них ученическое самоуправление.

Подтверждением вышесказанного может служить разработанная мною  модель  системы внеклассной работы по математике, которая опубликована в журнале «Открытый урок» (ссылка на статью https://open-lesson.net/1882/).

 

Скачать доклад в формате MS Word

Скачать презентацию к докладу

 

Голосование за материалы участника

{jlvotes}

  Joomla themes free

enroll_1_class1fd28

moya_shkola_logo

Logo_of_the_company_Dnevnik.ru

097d343d-bec6-408b-a522-e421a40a4e60

WhatsApp_Image_2020-03-30_at_05.30.38

image_5e721334486056.98920425

Koronavirus_na_sayt

plakat_1

 

Uchitel_goda

4775_xy289x196

77335

ini2019

logo_-desktop

ЕГЭ 2024

Яндекс.Метрика

Голосование

Оцените наш сайт