Почтовый адрес: 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Пионерская, д.28; e-mail: uprkna@obrazraion.ru

Главное меню

Авторизация



Сейчас 267 гостей онлайн


Горячая линия по организации обучения, горячего питания обучающихся и другим вопросам

Тел.: 54-43-78 в рабочее время с 9.00 до 17.00 (перерыв с 13.00 – 14.00)


 

Конкурсные материалы №2 заочного тура участника №12 Печать
02.02.2016 19:20

Объяснительная записка

Тема опыта: Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями с применением современных технологий.

Автор опыта: Тумали Валентина Тимофеевна, социальный педагог МБОУ СОШ Нижнехалбинского с.п., закончила ГОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический университет» г. Комсомольска-на- Амуре в 2015 году по программе бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Право». Педагогический стаж – 2 г.

Свою педагогическую деятельность я начинала в МБОУ СОШ Нижнехалбинского с.п. Село является компактным местом проживания коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Главной достопримечательностью села являются люди, их самобытная культура. Считается, что наибольшей ценностью в жизни человека являются семья, семейные отношения. Они занимают одно из самых основных  пространств в жизни человека. К сожалению, не всеми людьми осознается эта значимость семьи.

Роль семьи в обществе нельзя сравнить ни с какими другими социальными институтами, так как именно в ней закладываются основы личности ребенка, происходит усвоение им социальных правил и норм, социальных ролей и правил взаимодействия с другими членами общества. В последние годы увеличилось количество неблагополучных семей. Неблагополучной семьей является та семья, где в рамках воспитания ребенка нарушаются семейные связи, на ребенка начинают влиять такие факторы, которые сразу или в будущем приводят к негативным последствиям. Для данной семьи не имеет значения ее вид. Это может быть полная семья, неполная, семья с низкими доходами, семья, имеющая ребенка-инвалида. Под неблагополучными семьями также понимается семья, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих и т.д.

Актуальность данной темы состоит в том, что современный этап жизни многих семей складывается неблагополучным образом. А именно: возрастает число семей с родителями - алкоголиками, наркоманами, растет число семей, где дети очень рано начинают вести бродяжнический образ жизни. Растет число неполных семей. В таких семьях также нередко возникают различные  трудности. Поэтому одной из наиболее волнующих тем становится помощь неблагополучным семьям.

В научном мире до сих пор идут споры об определении понятия «неблагополучная семья». Каждый вкладывает в определение свое видение данной проблемы. Исследованием занимались такие ученые как В.М. Целуйко, А.Я. Варга, М.И. Буянова, И.Ф. Дементьева, М.А. Галагузова, Б.Н. Алмазов, В.В. Юстицкис, П.Д.Павленок, Т.И. Шульга и другие. Их исследования были направлены на изучение взаимоотношений  родителей и детей, влияние на их развитие, изучение проблем воспитания ребенка в семьях, в том числе неблагополучных.П.Д Павленок считает, что неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному краху. Неверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети. По мнению Т.И. Шульги, асоциальная семья – тип семьи, в которой существуют некоторые отклонения от норм, не позволяющие определить ее как благополучную. В.М. Целуйко разделил, условно, неблагополучные семьи на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные). Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на моральном облике воспитывающихся в таких семьях детей.Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.

В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т.д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке.Для данноготипа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работ.

Итак, целью опыта является выбор наиболее эффективных социально-педагогических технологий работы с неблагополучной семьей для создания благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказания ему комплексной социально-психологической помощи, а также для защиты ребенка в его жизненном пространстве.

В работе эта цель раскрывается через систему конкретизирующих  задач деятельности социального педагога:

- выявление проблем и трудностей в семье;

- стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности;

- психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения;

- оказание нуждающимся семьям материальной помощи;

- обеспечение культурно-досуговой деятельности, технического и художественного творчества семей;

- оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами.

Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе.Применяются современные социально- педагогические технологии. Социальные технологии – методы решения социальных проблем, направленные на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создание условий для реализации его потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы ценностей и взаимозависимости между общественным прогрессом и экономическим развитием. Социально – педагогические технологии работы с неблагополучной семьей включают:

  1. Диагностический этап:

- сбор информации

- анализ информации

- постановка социального диагноза

2. Профилактический этап:

- творческое усвоение педагогических знаний, с тем чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышению эффективности воспитания в семье

- формирование способности осмыслить семейную действительность, умения принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания

- взаимное обогащение опытом детско-родительских отношений

3. Реабилитационный этап

- консультирование

- беседы

- патронаж.

С применением данных технологий в моей работе наблюдается положительная динамика. Данные статистики последних трех лет, показали:

-в 2013-14 году на учете состояло 6 неблагополучных семей;

- в 2014-15 году на учете состояло 5 неблагополучных семей

- 2015-16 году на учете состоят всего две семьи.

В этом году планируется снять с учета еще одну семью.

Для достижения этого результата я использовала следующие формы работы:

  1. Обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной семьи
  2. Изучение причиннеблагополучия семьи, ее особенностей, целей, ценностных ориентаций
  3. Изучение личностных особенностей семьи
  4. Наблюдение и консультация социального педагога
  5. Проведение бесед («Права и обязанности детей и родителей», «Виды ответственности»).
  6. Тематические уроки( «День борьбы со СПИДом», «Урок полового воспитания», «Урок Доброты» и т.д.)
  7. Родительские собрания (темы выступлений: «Профилактика жестокого обращения с детьми», «Выявление суицидальных наклонностей у детей и подростков», «Семья», «Адаптационный период первоклассников», «Права и обязанности родителей».
  8. Помощь в трудоустройстве несовершеннолетних (на летний период)
  9. Профориентационная работа (утверждены планы совместной работы с Комсомольским-на-Амуре судомеханическим техникумом, Амурским гуманитарно-педагогическим университетом, Молодежным социально-медико-педагогическим центром г. Комсомольска-на- Амуре).Выпускники двух прошлых лет продолжают обучение в ВВУЗах, ССУЗах, ПУ.

10.  Оказание помощи ребенку в умении планировать свое время (например, разработана индивидуальная программа развития для подростка, находящегося в социально-опасном положени).

11.  Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье

12.  Координационная деятельность со всеми заинтересованными органами (Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, Отдел министерства внутренних дел, КГКУ «Центр занятости населения», Центр социальной поддержки населения и др.)

Взаимоотношения в семье - один из главных факторов воспитания детей, задача социального педагога изучить семью и ее проблемы, помочь своевременно преодолеть проблемы. Лишь только в таком случае семья останется единой, полной и благополучной.

 

Скачать доклад в формате MS Word

Скачать презентацию к докладу

 

 

Голосование за материалы участника

{jlvotes}

  Joomla themes free

enroll_1_class1fd28

moya_shkola_logo

Logo_of_the_company_Dnevnik.ru

097d343d-bec6-408b-a522-e421a40a4e60

WhatsApp_Image_2020-03-30_at_05.30.38

image_5e721334486056.98920425

Koronavirus_na_sayt

plakat_1

 

Uchitel_goda

4775_xy289x196

77335

ini2019

logo_-desktop

ЕГЭ 2024

Яндекс.Метрика

Голосование

Оцените наш сайт