Почтовый адрес: 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Пионерская, д.28; e-mail: uprkna@obrazraion.ru

Главное меню

Авторизация



Сейчас 359 гостей онлайн


Горячая линия по организации обучения, горячего питания обучающихся и другим вопросам

Тел.: 54-43-78 в рабочее время с 9.00 до 17.00 (перерыв с 13.00 – 14.00)


 

Конкурсные материалы №2 заочного тура участника №1 Печать
02.02.2016 19:31

Пояснительная записка

На данный момент в преподавании истории можно выделить несколько проблем (слайд 2). Если подвести их общему знаменателю, то картина складывается не самая радостная. Современное общество предъявляет высокие требования к образованию: растет количество информации, увеличивается ее сложность. Все эти задачи встают в полный рост перед педагогами и образованием.

(слайд 3) Исследования,  проведенные в 80-х гг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 10%, чтение - 20%), а наибольший интерактивные (практика через действие - 80%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”. Именно на действие и рассчитан новый государственный стандарт, который ставит задачу сформировать активного ученика. (слайд 4)

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:
1)  пассивные: учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем - источником знаний. Основные методы-это лекция, чтение, опрос.
2) активные: обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы - это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.
3) интерактивные: от англ. (inter - “между”; act – “действие”),  таким образом,  дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение,  построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

(слайд 5)

Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

Ведущие признаки интерактивного взаимодействия

- Многоголосье – возможность каждого участника педагогического процесса иметь и выражать свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме

  • - Диалог
  • - Мыследеятельность – организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся
  • - Свобода выбора
  • - Рефлексия

Несмотря на привлекательность интерактивных методов никогда не стоит забывать и про риски необоснованного использования интерактивных методов. Среди них выделяют

  • - Непонимание того, что такое интерактив.
  • - Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными  интерактивными методами.
  • - Бессистемное применение интерактивных методов.
  • - Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).
  • - Чрезмерное увлечение педагога интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение обучающихся).

 

Уместным будет воспроизвести народную мудрость: «Все должно быть в меру».

(слайд 7) Современная педагогика накопила множество интерактивных методов. Среди них меня больше всего привлекает такой метод как квест. но хотелось быостановится лишь на одном – это квест. Слово квест происходит от латинскогоquaero  -ищу, разыскиваю, веду следствие. Это краткое определение отражает глубинный смысл данной технологии. В нем сочетается и игра, так как учащиеся погружаются в предложенную им ситуацию, действуют согласно предложенным ролям, и исследовательская деятельность, так как квест подразумевает познание нового, и проектный метод, как способ подведения итогов деятельности. (слайд 8, 9). Учащиеся получают лист с заданиями и пошагово его выполняют, что в конечном итоге приводит их к какому то результату. В образовательномквесте результат подразумевает и рефлексию учащихся, их способность поделиться с другими своими открытиями.

Как и в других интерактивных технологиях учитель как бы смещается на задний план. Его участие сводится к консультации и помощи, для поддержания интереса к квесту. Основная работа педагогасовершается в процессе подготовки к уроку-квесту. (слайд 10) Разрабатывая задания квеста, педагог в первую очередь должен определить его цели. Исходя из целей определяется картина будущей игры: это будет долгосрочный квест,   растянутый по времени на несколько дней, а возможно даже и недель, или его возможно провести за полчаса. Чем дольше квест, тем больше территории нужно использовать для его проведения. Не стоит забывать и про сюжетную составляющую. Например, в краткосрочном квесте достаточно продумать введение (мотивировка), то в долговременном квесте необходимо поддерживать интерес на протяжении всего периода времени, вводя новые данные или сюжетные повороты. Квест может быть линейным – задания открываются по мере решения предыдущих, либо нелинейным – задания выдаются все сразу, и учащиеся сами решают в каком порядке будут их проходить. Так же в нелинейном квест педагог-ведущий может добавить элемент неожиданости, резко поменять движение по квесту, ввести новые события и.т.п. разумеется разработка нелинейного квеста дело более сложное и трудоемкое.

При планировании квеста необходимо учитывать следующие требования:

  • - безопасность
  • - разнообразие заданий;
  • - оригинальность;
  • - спонтанность развития событий;
  • - логичность;
  • - целостность;
  • - подчинённость поставленным дидактическим задачам(слайд 11,12)Несоблюдение данных требовании может привести к падению интереса, нарушению дисциплины, отсутствия достижения каких либо образовательных результатов.

Важной вехой в организации квеста является проведение брифинга – объяснение задачи квеста, разъяснение правил, постановка цели и способам ее достижения. (Слайд 13) В процессе проведения квеста учащиеся будут так или иначе перемещаться по классу (школе) и поэтому вопрос дисциплины здесь является крайне актуальным. Необходимо отдельно проговорить правила поведения во время квеста, четко обозначить что можно, а от чего лучше воздержаться. Это касается как внутриигровых правил, так и правил, направленных на поддержание дисциплины.

В моей деятельности часто использую метод квеста в рамках урока с использованием кабинета. Это позволяет разнообразить процесс обучения, поставить учащихся в нестандартные ситуации и дать возможность, что тоже не маловажно, самим найти выход из затруднительной ситуации. Для проведения квеста в течение урока достаточно 3-4 задачи-шага средней сложности. (слайд 14,15)

С распространением информационных технологии получает признание новый вид квеста – веб-квест. Кратко его можно определить как проект с использованием Интернет-ресурсов. Учащиеся работают с мини-сайтом, на котором выложены задания по теме квеста. Выполняя их они обращаются к интернет-источникам. Итогом этой работы является создание и защита собственного проекта. Полученныйопыт позволят учащимся свободно использовать интернет ресурсы не только для пополнения знаний, но и для создания своих сайтов и обучению других.(слайд 16,17)Использование данного метода повышает интерес учащихся к предмету, к самостоятельному поиску информации, ее переработке и представлению. (сайд 18) Анкетирование проводилось в октябре и январе. Согласно полученным данным интерес к предмету история вырос значительнее, чем интерес к предмету обществознание. Думаю не последнюю роль играет и использование метода квеста.

Таким образом, при использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует  процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе обучения позволят приобрести:

  • конкретному обучающемуся:

- опыт активного освоения содержания предмета;

- развитие личностной рефлексии;

- освоение нового опыта;

  • учебной группе:

- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

- формирование ценностно-ориентационного единства группы;

- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

- принятие нравственных норм и правилсовместной деятельности;

- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

- развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам;

  • системе учитель -  класс

- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, нои в профессиональных ситуациях.

Таким образом,  интерактивые методы обучения являются востребованными в современном образовании, удовлетворяющими требованиям ФГОС. Они позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить интерес к учебе через деятельность.

Скачать материал в формате MS Word

Cкачать презентацию к докладу

 

Голосование за материалы участника

{jlvotes}

  Joomla themes free

enroll_1_class1fd28

moya_shkola_logo

Logo_of_the_company_Dnevnik.ru

097d343d-bec6-408b-a522-e421a40a4e60

WhatsApp_Image_2020-03-30_at_05.30.38

image_5e721334486056.98920425

Koronavirus_na_sayt

plakat_1

 

Uchitel_goda

4775_xy289x196

77335

ini2019

logo_-desktop

ЕГЭ 2024

Яндекс.Метрика

Голосование

Оцените наш сайт