Авторизация
Горячая линия по организации обучения, горячего питания обучающихся и другим вопросам
Тел.: 54-43-78 в рабочее время с 9.00 до 17.00 (перерыв с 13.00 – 14.00)
Конкурсные материалы №2 заочного тура участника №1 |
02.02.2016 19:31 |
Пояснительная записка На данный момент в преподавании истории можно выделить несколько проблем (слайд 2). Если подвести их общему знаменателю, то картина складывается не самая радостная. Современное общество предъявляет высокие требования к образованию: растет количество информации, увеличивается ее сложность. Все эти задачи встают в полный рост перед педагогами и образованием. (слайд 3) Исследования, проведенные в 80-х гг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 10%, чтение - 20%), а наибольший интерактивные (практика через действие - 80%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”. Именно на действие и рассчитан новый государственный стандарт, который ставит задачу сформировать активного ученика. (слайд 4) В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода: (слайд 5) Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. Ведущие признаки интерактивного взаимодействия - Многоголосье – возможность каждого участника педагогического процесса иметь и выражать свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме
Несмотря на привлекательность интерактивных методов никогда не стоит забывать и про риски необоснованного использования интерактивных методов. Среди них выделяют
Уместным будет воспроизвести народную мудрость: «Все должно быть в меру». (слайд 7) Современная педагогика накопила множество интерактивных методов. Среди них меня больше всего привлекает такой метод как квест. но хотелось быостановится лишь на одном – это квест. Слово квест происходит от латинскогоquaero -ищу, разыскиваю, веду следствие. Это краткое определение отражает глубинный смысл данной технологии. В нем сочетается и игра, так как учащиеся погружаются в предложенную им ситуацию, действуют согласно предложенным ролям, и исследовательская деятельность, так как квест подразумевает познание нового, и проектный метод, как способ подведения итогов деятельности. (слайд 8, 9). Учащиеся получают лист с заданиями и пошагово его выполняют, что в конечном итоге приводит их к какому то результату. В образовательномквесте результат подразумевает и рефлексию учащихся, их способность поделиться с другими своими открытиями. Как и в других интерактивных технологиях учитель как бы смещается на задний план. Его участие сводится к консультации и помощи, для поддержания интереса к квесту. Основная работа педагогасовершается в процессе подготовки к уроку-квесту. (слайд 10) Разрабатывая задания квеста, педагог в первую очередь должен определить его цели. Исходя из целей определяется картина будущей игры: это будет долгосрочный квест, растянутый по времени на несколько дней, а возможно даже и недель, или его возможно провести за полчаса. Чем дольше квест, тем больше территории нужно использовать для его проведения. Не стоит забывать и про сюжетную составляющую. Например, в краткосрочном квесте достаточно продумать введение (мотивировка), то в долговременном квесте необходимо поддерживать интерес на протяжении всего периода времени, вводя новые данные или сюжетные повороты. Квест может быть линейным – задания открываются по мере решения предыдущих, либо нелинейным – задания выдаются все сразу, и учащиеся сами решают в каком порядке будут их проходить. Так же в нелинейном квест педагог-ведущий может добавить элемент неожиданости, резко поменять движение по квесту, ввести новые события и.т.п. разумеется разработка нелинейного квеста дело более сложное и трудоемкое. При планировании квеста необходимо учитывать следующие требования:
Важной вехой в организации квеста является проведение брифинга – объяснение задачи квеста, разъяснение правил, постановка цели и способам ее достижения. (Слайд 13) В процессе проведения квеста учащиеся будут так или иначе перемещаться по классу (школе) и поэтому вопрос дисциплины здесь является крайне актуальным. Необходимо отдельно проговорить правила поведения во время квеста, четко обозначить что можно, а от чего лучше воздержаться. Это касается как внутриигровых правил, так и правил, направленных на поддержание дисциплины. В моей деятельности часто использую метод квеста в рамках урока с использованием кабинета. Это позволяет разнообразить процесс обучения, поставить учащихся в нестандартные ситуации и дать возможность, что тоже не маловажно, самим найти выход из затруднительной ситуации. Для проведения квеста в течение урока достаточно 3-4 задачи-шага средней сложности. (слайд 14,15) С распространением информационных технологии получает признание новый вид квеста – веб-квест. Кратко его можно определить как проект с использованием Интернет-ресурсов. Учащиеся работают с мини-сайтом, на котором выложены задания по теме квеста. Выполняя их они обращаются к интернет-источникам. Итогом этой работы является создание и защита собственного проекта. Полученныйопыт позволят учащимся свободно использовать интернет ресурсы не только для пополнения знаний, но и для создания своих сайтов и обучению других.(слайд 16,17)Использование данного метода повышает интерес учащихся к предмету, к самостоятельному поиску информации, ее переработке и представлению. (сайд 18) Анкетирование проводилось в октябре и январе. Согласно полученным данным интерес к предмету история вырос значительнее, чем интерес к предмету обществознание. Думаю не последнюю роль играет и использование метода квеста. Таким образом, при использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе обучения позволят приобрести:
- опыт активного освоения содержания предмета; - развитие личностной рефлексии; - освоение нового опыта;
- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; - формирование ценностно-ориентационного единства группы; - поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации; - принятие нравственных норм и правилсовместной деятельности; - развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; - развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам;
- нестандартное отношение к организации образовательного процесса; - формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, нои в профессиональных ситуациях. Таким образом, интерактивые методы обучения являются востребованными в современном образовании, удовлетворяющими требованиям ФГОС. Они позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить интерес к учебе через деятельность. Скачать материал в формате MS Word
Голосование за материалы участника {jlvotes} |
Полезные ссылки
Официальный информационный портал ЕГЭ
Федеральный центр тестирования
Федеральный институт педагогических измерений
Министерство образования и науки Хабаровского края
Администрация Комсомольского муниципального района Хабаровского края
Собрание депутатов Комсомольского муниципального района Хабаровского края