Меморандум о развитии и поддержке классного руководства — важнейшие аспекты образовательной политики Печать
20.10.2021 10:18

6ac304c75fa70181c5eb8b453340570b     9-10 октября 2021 года в Москве проходил первый Всероссийский  форум классных руководителей, участники которого единогласно приняли Меморандум о развитии и поддержке классного руководства, в котором зафиксированы важнейшие аспекты образовательной политики: воспитание, преемственность отечественных педагогических традиций, партнёрское взаимодействие классного руководителя с родителями в воспитательной работе, сотрудничество советников директоров школ с классными руководителями, создание инклюзивного пространства в школах, безопасность детей в мире образовательного интернет-пространства.

     Всё это изложено в следующих 13 пунктах:

1. Воспитание личности – приоритетная задача государственной политики в Российской Федерации, которая реализуется всеми ведомствами и структурами.

2. Преемственность отечественных педагогических традиций – основа воспитания. В этом разделе сказано, что примером высочайшего профессионализма и самоотверженного труда на благо образования и просвещения подрастающего поколения являются К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, И.П. Иванов, С.Л. Соловейчик, Ш. А. Амонашвили, а также советские педагоги, достижения которых признаны мировым сообществом. Их наследие  и достижения следует популяризировать среди представителей отечественного профессионального сообщества, особенно среди молодых педагогов.

3. Воспитание в школе – дело всего педагогического коллектива.

4. Партнерское взаимодействие классного руководителя с родителями – гарант целостности процесса воспитания ребенка. Отмечается, что воспитание – единый процесс, который не может быть разделен на «воспитание в семье» и «воспитание в школе, и сотрудничество с родителями позволит разнообразить учебно-воспитательную и внеурочную деятельности.

5. Школа – инклюзивное пространство для образования. Инклюзивность современного образования – важный шаг к обеспечению полноценной реализации права детей на получение доступного образования. Поэтому надо организовать системное повышение квалификации классных руководителей по теме обеспечения инклюзивности, талантливыми детьми, детьми-мигрантами и др.

6. Сотрудничество советника директора по воспитанию в работе с детскими объединениями и классных руководителей – необходимое условие организации воспитательного процесса.

7. Классный час – актуальная форма общения классного руководителя и обучающихся.

8. Внеурочная деятельность – мощный воспитательный резерв. Необходим единый согласованный календарный план деятельности общественных организаций, дополнительного образования, с исключением/объединением дублирующих по содержанию мероприятий.

9. Содержательность и осознанность – ключевые факторы патриотического воспитания. Предлагается в этом деле использовать современные формы и методы, которые помогут содержательно раскрывать потенциал патриотического воспитания, а также инфраструктуру муниципалитета и региона: мемориалы и памятники, театры, библиотеки, музеи, выставки, в том числе исторические парки «Россия – моя история».

10. Использование современных инструментов профессионального самоопределения – залог экономического развития страны. Классному руководителю предлагается способствовать знакомству обучающихся с миром профессионального труда, кадровой спецификой и потребностью региона, он также должен знать и использовать опыт федерального проекта «Билет в будущее» в рамках национального проекта «Образование», использовать интерактивные цифровые ресурсы.

11. Цифровая грамотность – обязательная компетенция современного педагога. В Меморандуме педагогам предлагается  эффективно и гибко применять новейшие технологии в повседневной жизни и профессии.

12. Безопасность детей в мире образовательного Интернет-пространства – ответственность педагога. Отмечается важность безопасности образовательного Интернет-пространства, и особенно достоверность образовательного контента.

13. Доступное непрерывное обучение учителей – востребованная область педагогического образования. «Обучение педагогов – востребованная часть образовательного процесса в России. Марафоны, тренинги, мастер-классы, вебинары, курсы повышения квалификации должны быть экспертными, актуальными, разнообразными, доступными, адаптированными для работы с детьми разного возраста, для разного типа образовательных организаций, с использованием цифровых технологий» — говорится в Меморандуме. Отмечено, что отдельное внимание стоит уделить обучению педагогов со стажем. При этом повышение компетентности также может достигаться за счет участия в конкурсах профессионального мастерства, таких как «Учитель года», «Педагогический дебют», «Воспитать человека», «Самый классный классный» и др.